Fitch Ratings

Fitch подтвердило рейтинги Липецкой области на уровне «BB+», прогноз «Стабильный».

 

Москва. 6 марта 2018 г.

Кредитный рейтинг, который получил признание инвесторов как надежный инструмент для анализа тенденций регионального развития и принятия решений об инвестициях, является одной из качественных характеристик Липецкой области.

Кроме того, ежегодная оценка кредитоспособности региона международными рейтинговыми агентствами является для инвестора показателем открытости и благополучия экономической ситуации.

 Fitch Ratings подтвердило рейтинги Липецкой области: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+» со «Стабильным» прогнозом, а также краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Рейтинги приоритетного необеспеченного долга области подтверждены на уровне «BB+».

 Привлечение инвестиций в основной капитал является базисом для  развития экономики, решения социальных задач области. По данным Росстата в 2017 году привлечено более 139,9 млрд. руб. инвестиций в основной капитал или  107,8 %  к уровню соответствующего периода прошлого года. Это стало возможно благодаря усилиям вовлеченных в инвестиционный процесс предпринимательского сообщества, планомерному улучшению условий ведения бизнеса в регионе, доверию со стороны инвесторов к органам власти.

 

Москва. 10 марта 2017 г.

Fitch Ratings повысило рейтинги Липецкой области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте с уровня «BB» до «BB+» и подтвердило краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B». Национальный долгосрочный рейтинг региона повышен с уровня «AA-(rus)» до «AA(rus)» и отозван. Прогноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный».

Долгосрочные рейтинги в национальной валюте приоритетного долга области повышены с уровня «BB» до «BB+». Национальный долгосрочный рейтинг приоритетного долга повышен с уровня «AA-(rus)» до «AA(rus)» и отозван.

Повышение рейтингов отражает более сильные, чем ожидалось, операционные показатели, что привело к низкому дефициту до движения долга и соответствующему снижению долга.

Национальные рейтинги отозваны, так как Fitch отозвало рейтинги по национальной шкале в России ввиду изменений в регулятивной среде для кредитных рейтинговых агентств в стране.

Ссылка на отчет Fitch Ratings «Липецкая область - отчет о рейтинговом действии» (Lipetsk Region - Rating Action Report): http://www.fitchratings.com/site/pr/1020452 (перевод с английского языка)

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Рейтинги «BB+» отражают хорошие бюджетные показатели области с операционной маржой, близкой к 15%, и хорошую ликвидность. Также рейтинги учитывают высокую концентрацию областной экономики на черной металлургии, что делает регион зависимым от колебаний на рынке стали и обуславливает волатильность налоговых доходов.

Липецкая область продолжила демонстрировать хорошие операционные результаты на устойчивой основе, несмотря на снижение операционной маржи в 2016 г. Операционная маржа снизилась до 13,1% с пикового уровня 14,7% в 2015 г. в результате негативного влияния укрепления рубля на доход крупнейшего налогоплательщика региона, ориентированного на экспорт Новолипецкого металлургического комбината («BBB-»/ прогноз «Стабильный»). Положительным фактором стало существенное увеличение прибыли финансового сектора. Другими источниками роста были акцизы, поступления от которых увеличились на 38% за счет повышения ставок тарифов на нефтепродукты, в то время как сборы налога на доходы физических лиц увеличились на 5,5% на фоне роста заработной платы во всех секторах. Дефицит до движения долга находился на невысоком уровне 0,9%.

По прогнозам агентства, область стабилизирует операционную маржу на уровне 13%-15% в среднесрочной перспективе. Благоприятным фактором для промышленной экономики региона с акцентом на сталелитейном секторе станет возобновление экономического роста в России. Агентство ожидает, что рост ВВП России возобновится и составит 1,3% в 2017 г., и регион будет иметь низкий дефицит на уровне 1%-2% в среднесрочной перспективе, что будет обуславливать в целом стабильный долг.

Волатильность региональных финансов частично сглаживается взвешенной политикой администрации, которая накапливает незапланированные налоговые поступления и держит расходы под контролем. В результате остатки на счетах составили 4,4 млрд. руб. в конце 2016 г., что составляет около 10% от операционных доходов региона за полный год.

Прямой риск продолжил дальнейшее снижение до 37,5% от текущих доходов в 2016 г. с 43,2% в 2015 г., в то время как показатель обеспеченности долга текущим балансом улучшился до хорошего уровня в 3,6 года по сравнению с 3,9 года. Администрация использовала накопленный запас денежных средств для погашения наиболее дорогостоящих кредитов и для финансирования дефицита, что привело к экономии на процентных расходах. Согласно базовому сценарию Fitch, прямой риск региона стабилизируется на уровне менее 40% в среднесрочной перспективе.

Как и большинство регионов России, Липецкая область подвержена риску рефинансирования в 2017-2019 гг., когда наступает срок по 91% прямого риска (15,9 млрд. руб. по состоянию на конец 2016 г.). Несмотря на концентрированную структуру долга по срокам погашения, риски рефинансирования у региона являются управляемыми ввиду умеренного уровня долга, хорошей ликвидности и доступа к федеральным бюджетным кредитам. В 2017 г. потребности в рефинансировании ограничены 4,5 млрд. руб. (26% от всего существующего долга), что полностью покрывается запасом денежных средств.

Липецкая область имеет достаточно хорошо развитую промышленную экономику с акцентом на черную металлургию, что поддерживает показатели благосостояния выше медианного уровня в стране. В 2016 г. валовый региональный продукт вырос на 2,2%, что лучше показателей российской экономики в целом (падение на 0,4%). На долю черной металлургии пришлось 58% промышленного производства и около 37% всех налоговых поступлений области в 2016 г., что делает областную экономику уязвимой к колебаниям на внутреннем и международном рынках стали.

Слабая институциональная среда

По мнению агентства, кредитоспособность региона сдерживается слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России. Эта среда имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых международных эмитентов. Частое перераспределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней сказывается на прогнозируемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Операционная маржа устойчиво выше 15% в сочетании с хорошими показателями долга при отношении прямого риска к текущему балансу (2016 г.: 3,6 года) на уровне средневзвешенного срока погашения долга (2016 г.: 2,5 года) могут привести к повышению рейтингов.

Рост прямого риска в сочетании с ухудшением операционной маржи, ведущие к обеспеченности долга текущим балансом свыше 10 лет на продолжительной основе, могут привести к понижению рейтингов.

Контакты:

Первый аналитик Алексей Кобылянский — аналитик, телефон: +7 495 956 99 80.
Фитч Рейтингз СНГ Лтд, 26, ул. Валовая Москва 115054.

Второй аналитик Владимир Редькин — старший директор, телефон: +7 495 956 24 05.

Председатель комитета Гидо Бах — старший директор, телефон: +49 69 768076 111.

Контакты для прессы в Москве: Юлия Бельская фон Телль, Москва, тел.: + 7 495 956 9908/9901, [email protected]

Fitch применило ряд корректировок к официальной отчетности, чтобы сделать местные и региональные органы власти сопоставимыми в международном плане для проведения анализа.

— Полученные трансферты капитального характера были реклассифицированы из операционных доходов в капитальные доходы.

— Проведенные трансферты капитального характера были реклассифицированы из операционных расходов в капитальные расходы.

— Товары и услуги капитального характера были реклассифицированы из операционных расходов в капитальные расходы.

Дополнительная информация представлена на сайтах www.fitchratings.com и www.fitchratings.ru.

Применимые методологии: "Критерии присвоения рейтингов местным и региональным органам власти — за пределами США"/"International Local and Regional Governments Rating Criteria — Outside the United States" (18 апреля 2016 г.): http://www.fitchratings.com/site/re/878660, "Рейтинги по национальной шкале"/"National Scale Ratings Criteria" (30 октября 2013 г.): http://www.fitchratings.com/site/re/720082.